Дерево функционально грамотная личность

Современные приёмы формирования функциональной грамотности в начальных классах.
статья

Функциональная грамотность – умение человека входить во взаимоотношения с наружной сферой по максимуму и стремительно приспособиться и действовать в ней. В отличие от простой грамотности как возможности персоны прочитывать, осознавать, оформлять элементарные краткие тексты и совершать простые арифметические операции, функциональная грамотность есть атомарный уровень познаний, умений и способностей, гарантирующий нормальную деятельность персоны в концепции социальных взаимоотношений, какой является по минимуму важным для реализации жизнедеятельности личности в определенной цивилизованной среде.

Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 г. ЮНЕСКО наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность».

О наличии функциональной грамотности мы узнаем, только лишь встретившись с её отсутствием. По этой причине нужно указать не столь о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что считается одной из характеризующих условий, тормозящих формирование социальных взаимоотношений.

Функционально грамотная личность – это личность, разбирающаяся в обществе и функционирующая в согласовании с социальными ценностями, ожиданиями и увлечениями.

Скачать:

Вложение Размер
Файлsovremennye_priemy_formirovaniya_funktsionalnoy_gramotnosti_v_nachalnyh_klassah.docx 65.2 КБ
Файлsovremennye_priyomy_formirovaniya_funktsionalnoy_gramotnosti_v_nachalnyh_klassah.pptx 1.72 МБ

Предварительный просмотр:

Современные приёмы формирования функциональной грамотности в начальных классах.

Требования ФГОС НОО такие, что наравне с классическим определением «грамотность», возникло представление «функциональная грамотность».

Функциональная грамотность – умение человека входить во взаимоотношения с наружной сферой по максимуму и стремительно приспособиться и действовать в ней. В отличие от простой грамотности как возможности персоны прочитывать, осознавать, оформлять элементарные краткие тексты и совершать простые арифметические операции, функциональная грамотность есть атомарный уровень познаний, умений и способностей, гарантирующий нормальную деятельность персоны в концепции социальных взаимоотношений, какой является по минимуму важным для реализации жизнедеятельности личности в определенной цивилизованной среде .

Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 г. ЮНЕСКО наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность».

О наличии функциональной грамотности мы узнаем, только лишь встретившись с её отсутствием. По этой причине нужно указать не столь о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что считается одной из характеризующих условий, тормозящих формирование социальных взаимоотношений.

Функционально грамотная личность – это личность, разбирающаяся в обществе и функционирующая в согласовании с социальными ценностями, ожиданиями и увлечениями.

Основные свойства функционально грамотной личности: это человек независимый, постигающий, способный жить среди людей, располагающий определёнными свойствами, основными компетенциями (Изучать. Находить. Мыслить. Содействовать. Приниматься за дело).

Читайте также:  Пересадка взрослого дерева сливы

Процесс развития и формирования функциональной грамотности средствами учебных объектов начальных классов, отталкиваясь из настоящих познаний, умений и способностей, исполняется на базе развития навыков мышления.

На первоначальном этапе преподавания самое важное – это совершенствовать способность любого ребенка размышлять с помощью подобных логических способов, как анализ, синтез, сопоставление, обобщение, систематизация умозаключение, классификация, отвержение.

Развитию функциональной грамотности на уроках в начальной школе могут помочь задачи, соответствующие уровню логических приемов.

Все способы, применяемые преподавателем, обязаны быть ориентированы на формирование познавательной, мыслительной деятельности, что в свою очередь ориентирует на отработку, взаимообогащение познаний любого ученика, формирование его функциональной грамотности.

Формирование у ребенка логического мышления – это один из значимых вопросов начального обучения. Способность размышлять закономерно, совершать умозаключения в отсутствии явной опоры, сравнивать суждения по конкретным законам – нужное требование эффективного освоения учебного материала. Ключевая работа для формирования логичного мышления обязана вестись с помощью задач. Так как в каждой задаче заложены крупные возможности для формирования логического мышления, неординарные логические вопросы – прекрасный механизм для подобного формирования. Регулярное применение в заданиях арифметики и необычных проблем, расширяет математический круг интересов младших школьников и дает возможность наиболее решительно разбираться в простых закономерностях находящейся вокруг их реальности и стремительно применять точные познания в обыденной жизни.

Описание: универсальный приём триз, направленный на создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.

Пример: Учитель записывает на доске слово «тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку учителя, которая не хочет выводить саму тему.

Учитель: ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему урока?

Данный вопрос записывает в уголке классной доски.

Учитель: ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности, отсутствие темы в начале урока! Но начинать урок нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала…

Читайте также:  Урок рисования поэтапно дерево

Приём «Ложная альтернатива» (прием триз)

Описание: внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы «или-или», совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:

  1. Сколько будет 8 + 4: 11 или 13 ?
  2. Что растет не березе — яблоки или груши?
  3. Слово «часы» — пишется как «чесы» или «чисы»?
  4. Кто быстрее плавает — котенок или цыпленок?
  5. Столица России — Париж или Минск?
  6. Какие звери живут в африке — мамонты или динозавры?

Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Автор — Е.Д.Тимашева (г.Люберцы).

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. Из изученного ранее материала. Давайте попробуем по теме Существительное.

Приём «Я возьму тебя с собой»

Описание: Учитель загадывает признак, по которому будет собрано множество объектов. Задача класса угадать этот признак. Для этого они называют разнообразные предметы, а учитель говорит, возьмет ли он их с собой или нет. Игра продолжается, пока кто-то из учеников не догадается, какой признак объединяет все «взятые» предметы.

«Я беру тебя с собой» — гибкий прием, который можно изменять согласно теме урока.

Естественно-научная грамотность — способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и объяснения естественно-научных явлений.

Задача учителя — помочь ученику ориентироваться в обилии поступающей информации.

Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умений: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.

  • умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
  • умение разрешать противоречия;
  • умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.

Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию:

Тема «Погода». Одним из природных явлений является дождь.

— Найдите плюсы или минусы данного явления.

Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.

— Я вам предлагаю оставить эту же тему, но взять природное явление — снег. Найдите плюсы и минусы данного явления.

— Хорошо, когда идёт снег, потому что…….

Читайте также:  Будут посажены фруктовых деревьев

— Плохо, когда идёт снег, потому что……

Вывод: вы сейчас оценивали объект, ситуацию с разных позиций

Приём «Фишбоун» ( рыбий скелет/рыбья кость) — универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему. В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы — горизонтальная.

https://urok.1sept.ru/articles/688028/img2.jpg

Рассмотрим этот приём на теме урока окружающего мира «Какие бывают растения».

Проблема. — Какие бывают растения?

  • 1 причина — деревья, факты — имеют один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветки
  • 2 причина — кустарники, факты — имеют много стволов- стволики
  • 3 причина — травы, факты — имеют мягкий зелёный стебель

Вывод: чтобы определить вид растения, надо рассмотреть главный отличительный признак — вид ствола.

Это приём позволяет учащимся проанализировать весь учебный материал, который был предложен в ходе изучения темы и сделать соответствующие выводы.

Описание: Интересный способ ввести себя в состояние творчества заключается в смешивании различных видов восприятия, способности ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения.

  • Чем пахнет слово «учитель»?
  • Каково на ощупь число 7?
  • Какой вкус у сиреневого цвета?
  • Какая форма у среды (как она выглядит)?
  • Какую музыку вы слышите, когда представляете лицо пожилого человека, смеющегося ребенка?

Развития творческого восприятия, совершенствования механизмов переключения можно добиться, регулярно работая над подобными упражнениями.

Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно показать в варианте плодового дерева. Как каждому дереву нужны забота, увлажнение, тепло, свет, так и маленькому ребенку, приходящему к учителю на урок, нужны познания, мастерство и умения. «Поливая» данное дерево, спланированной, отчетливо обдуманной, гармоничной работой, применяя инновационные педагогические технологические процессы, дерево немедленно принесет плоды – прекрасные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. интеллектуальных, эффективных, мощных, способных к саморазвитию людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.

Источник

Оцените статью