Дерево целей предприятия питания

Разработка моделей шаблона архитектуры предприятия общественного питания

Описание типовых особенностей предприятий общественного питания. Построение бизнес-модели, а также дерева целей и функций предприятия общественного питания. Анализ бизнес-процессов и бизнес-событий. Разработка технологической инфраструктуры предприятия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Разработка моделей шаблона архитектуры предприятия общественного питания

08.00.00 Экономические науки

Барановская Татьяна Петровна

Доктор экономических наук, профессор

Вострокнутов Александр Евгеньевич

кандидат экономических наук, доцент

Дидимова Валерия Сергеевна

студентка факультета прикладной информатики,

направление подготовки «Бизнес-информатика», бакалавриат, 4 курс

Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

В статье представлены результаты разработки шаблона архитектуры для предприятия общественного питания. В качестве прототипа для шаблона был выбран ресторан ООО «Феникс». Разработка паттерна архитектуры осуществлялась на основе типовых особенностей предприятий общественного питания, описанных в бизнес-модели. Основными результатами проведенного исследования являются: обобщенная бизнес-модель, построенная по методике А. Остервальдера, графические схемы бизнес-процессов, выполненные в инструментальной среде All Fusion Process Modeler (BPWin) и разработанные модель декомпозиции бизнес-процессов, модель бизнес- событий, модель местоположения выполнения функций, модель интеграции, модели архитектуры данных, диаграмма классов, портфель приложений и технологическая инфраструктура.

Разработанная архитектура предприятия общественного питания может послужить шаблоном для других предприятий данной отрасли, чья бизнес-модель совпадает с бизнес-моделью объекта исследования. Разработанные дерево целей и функций, модель деятельности предприятия, архитектура данных, технологическая инфраструктура, а так же портфель приложений, являются типовыми для предприятий отрасли. Результаты исследования обладают практической ценностью и могут быть использованы предприятиями отрасли, как на этапе проектирования, так и совершенствования деятельности

Ключевые слова: МОДЕЛЬ, АРХИТЕКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ, БИЗНЕС-МОДЕЛЬ, БИЗНЕС-ПРОЦЕСС, ДАННЫЕ, ПОРТФЕЛЬ ПРИКЛАДНЫХ СИСТЕМ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

THE MODELING TEMPLATE OF ENTERPRISE ARCHITECTURE OF PUBLIC CATERING

Baranovskaya Tatiana Petrovna

Doctor of Economic Sciences, Professor

Vostroknutov Alexander Evgenievich

Candidate of Economic Sciences, associate professor

Didimova Valeriya Sergeevna

student of the Faculty of applied Informatics, field of study «Business Informatics», baccalaureate, 4 year

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

The article presents results of developing the template architecture for an enterprise of public catering. As a prototype for the template, we have selected the restaurant called Phoenix. The development pattern of architecture was based on the typical features of public catering establishments described in the business model. The main results of the study are: generalized business model, built on the method developed by A. Osterwalder, graphical layout of business processes, implemented in the tool environment, All Fusion Process Modeler (BPWin) and developed models of decomposition of business processes, model business event, the location of the model functions, integration model, models, data architecture, class diagram, application portfolio and technology infrastructure.

Читайте также:  Какую температуру выдерживает дерево гранат

The architecture of a company of public catering may serve as a template for other businesses whose business model matches the business model of the research object. We have developed a tree of objectives and functions, the model of the enterprise, the data architecture, technology infrastructure and application portfolio are typical for the industry. The results of the study have practical value and can be used by the industry as at the design stage and improvement

Keywords: MODEL, COMPANY ARCHITECTURE, BUSINESS MODEL, BUSINESS PROCESS, DATA, PORTFOLIO APPLICATION SYSTEMS, TECHNOLOGY INFRASTRUCTURE

Внедрение информационных технологий во все сферы деятельности человека стало научно-техническим феноменом 21 века. Автоматизация ручных операций привела к увеличению эффективности деятельности предприятий, а использование информационных технологий для описания бизнес-процессов, стратегии развития, бизнес-модели обеспечило возможность качественного планирования, анализа и контроля деятельности предприятия.

Развитие ИТ технологий, а также их повсеместное применение в различных бизнес-структурах послужило причиной возникновения понятия «Архитектура предприятия».

Архитектура предприятия — это управленческая технология, основанная на повсеместном описании деятельности организации, включая бизнес-модель, стратегию развития, бизнес-процессы, данные, прикладные системы, технологическую инфраструктуру, безопасность и т.д., анализ выделяемых доменов, определению слабых мест, в т.ч. не соответствующих стратегии развития, инициация и реализация проектов развития, в т.ч. ИТ-проектов, выводящих деятельность организации на новый качественный уровень [1].

Цель данной статьи представить результаты разработки шаблона архитектуры для предприятия общественного питания. В качестве прототипа для шаблона был выбран ресторан ООО «Феникс». Разработка паттерна архитектуры осуществлялась на основе типовых особенностей предприятий общественного питания, описанных в бизнес-модели.

Ресторан «Феникс» начал свою работу в городе Кореновске в 2000 году. На протяжении 15 лет ресторан является одним из самых посещаемых заведений города. Выгодное расположение, приятный интерьер, хорошее обслуживание, наличие нескольких банкетных залов и танцевальной зоны обеспечивают заведению достаточно широкий круг посетителей.

Ассортимент предлагаемых рестораном блюд в целом аналогичен любому ресторану, предлагающему своим гостям японскую, европейскую и русскую кухни. Наиболее востребованными у посетителей являются такие блюда как: суши, паста, роллы, различные салаты и блюда с мангала. Также в ассортимент ресторана «Феникс» входят различные десерты и кондитерские изделия, приготовленные опытным поваром-кондитером. Предприятие имеет репутацию надежного работодателя и имеет в своем штате опытных сотрудников, регулярно посещающих курсы повышения квалификации.

Читайте также:  Ядовитый сок денежного дерева

Таким образом, ресторан «Феникс» позиционирует себя на ресторанном рынке города Кореновска как предприятие питания высокого класса, предоставляющее услуги соответствующего качества как основные, так и дополнительные.

Общая характеристика предприятия, приведенная в данной статье является исходной информацией для описания бизнес-модели предприятия.

Бизнес-модель — логическое схематическое описание бизнеса, призванное помочь в оценке ключевых факторов успеха компании. Для описания бизнес-модели была выбрана методика А. Остервальдера.

Подход, предложенный А. Остервальдером основывается на заполнении руководителем или совместно командой проекта/сотрудниками предприятия, девяти блоков, которые отражают основную логику действий предприятия, направленных на получение прибыли и предоставление качественных услуг. Эти блоки связывают между собой четыре основные составляющие бизнеса: ценностное предложение, взаимодействие с потребителем, финансовая эффективность предприятия и инфраструктура. Для удобства построения, внесения изменений и визуализации бизнес — модели, автор предлагает схематичную структуру вышеупомянутых девяти блоков [4].

Рисунок 1 -Бизнес-модель предприятия общественного питания ООО «Феникс»

Бизнес-модель объекта исследования представлена на рисунке 1.

Согласно разработанной бизнес модели преимуществами ООО «Феникс» являются:

1. Качественное обслуживание.

5. Большой выбор блюд кавказской, европейской, японской и русской кухонь.

6. Широкий выбор кондитерских изделий.

7. Организация выездных мероприятий.

Предприятие общественного питания ООО «Феникс» работает в следующих потребительских сегментах: юридические лица (проведение корпоративных праздников от 10 до 150 человек), физические лица (клиенты, пришедшие на обед (бизнес-ланч), клиенты, пришедшие за кондитерскими изделиями (candybar), клиенты, желающие отметить какой-либо праздник (банкеты от 5 до 150 человек), клиенты в возрасте от 15 до 30 лет, интересующиеся тематическими вечерами). Ресторан пользуется несколькими каналами сбыта: обслуживание непосредственно в ресторане, заказ блюд через сайт, заказ блюд по телефону.

Согласно разработанной бизнес-модели, предприятие имеет следующие потоки выручки:

1. Доход от продажи блюд и напитков через интернет.

2. Доход от проведения выездных мероприятий.

3. Доход от проведения корпоративов и иных мероприятий.

4. Доход от обслуживания клиентов.

Основными направлениями деятельности ООО «Феникс» являются организация общественного питания и проведение праздников и корпоративов. Основными ресурсами, согласно разработанной бизнес-модели, являются: современное оборудование для приготовления различных блюд, опытные официанты и повара, здание ресторана, продукты и напитки.

Основными партнерами ООО «Феникс» являются поставщики продуктов и напитков, фирма, осуществляющая поддержку сайта ресторана и кондитерская «Эвалон». Структура расходов ресторана имеет следующий вид: затраты постоянные: изготовление блюд, обслуживание клиентов; затраты переменные: плата партнерам и поставщикам, покупка оборудования.

Читайте также:  Где используют пробковое дерево

Необходимо отметить, что помимо бизнес-модели исходными данными для разработки архитектуры предприятия является стратегия развития.

Разработка требований стратегического развития проектируемого шаблона организации осуществлялась по методике, предложенной группой томских ученых Перегудовым Ф.И., Ямпольским В.З., Сагатовским В.Н., Кочневым Л.В. [5]. Данная методика предусматривает построение семиуровневого дерева целей и функций организации.

Этапы построения (уровни) и основные содержательные элементы дерева целей и функций:

· уровень 1.«Глобальная цель системы»;

· уровень 2. «Конечные продукты»;

· уровень 3. «Пространство инициирования целей»;

· уровень 6. «Управленческий цикл»;

· уровень 7. «Делегирование полномочий».

Дерево целей и функций объекта исследования представлено на рисунке 2.

Рисунок 2 — Дерево целей и функций предприятия общественного питания

Первым этапом разработки бизнес-архитектуры предприятия является моделирование бизнес-процессов и получение их графических схем. Для этого используются различные инструментальные средства и методологии. Например, методология SADT и инструментальное средство All Fusion Process Modeler (BPWin), методология ARIS, инструментальное средство Business Studio и др. Для моделирования бизнес-архитектуры ООО «Феникс» было выбрано инструментальное средство All Fusion Process Modeler (BPWin) [9]. Выбранная методология моделирования бизнес-процессов предусматривает построение ТОР-диаграммы, определение входов, выходов, механизмов и управления для процесса, а затем проведение декомпозиции ТОР-диаграммы. На рисунке 3 приведена ТОР-диаграмма бизнес-процессов ООО «Феникс». При выполнении процесса «A0 Деятельность ресторана «Феникс» осуществляется взаимодействие с другими процессами и с внешней средой по входу, выходу, управлению и механизмам. Деятельность предприятия общественного питания декомпозируется на три подпроцесса: основные бизнес-процессы, вспомогательные бизнес-процессы, бизнес-процессы управления. Модель деятельности ресторана «Феникс» представлена на рисунке 4. бизнес предприятие общественный питание

Для дальнейшей разработки бизнес-архитектуры предприятия была проведена декомпозицию основных (рисунок 5), вспомогательных (рисунок 6), и бизнес-процессов управления (рисунок 7).

Одним из ключевых бизнес-процессов является подпроцесс обслуживания клиентов. Декомпозиция данного бизнес-процесса представлена на рисунке 8. При выполнении Подпроцесса «А1.1 Обслуживание клиента» осуществляется взаимодействие с другими процессами и с внешней средой по входу и выходу.

Рисунок 3 — ТОР-диаграмма бизнес-процессов предприятия общественного питания

Рисунок 4 — Модель деятельности предприятия общественного питания

Рисунок 5 — Диаграмма декомпозиции «Основные бизнес-процессы»

Рисунок 6 — Диаграмма декомпозиции «Вспомогательные бизнес-процессы»

Рисунок 7 — Диаграмма декомпозиции «Бизнес-процессы управления»

Рисунок 8 — Диаграмма декомпозиции подпроцесса «А1.1 Обслуживание клиента»

Результаты декомпозиции бизнес-процессов ресторана «Феникс» представим в табличной форме (таблица 1).

Таблица 1 — Декомпозиция функций/процессов

Ответственные за реализацию процесса/подпроцесса, структурное подразделение

А1. Основные бизнес-процессы

Источник

Оцените статью